"Внутренняя конкуренция и конфликт, а также страх, который они порождают, приносят только зло".

- [2] Эдвардс Деминг

Знания

Ошибочная привлекательность конкуренции

"Мы выросли в условиях конкуренции между людьми, командами, отделами, подразделениями; учениками, школами, университетами. Экономисты учили нас, что конкуренция решит наши проблемы. На самом деле конкуренция, как мы теперь видим, деструктивна. Было бы намного лучше, если бы все работали как единая система во имя победы каждого. Для этого требуются сотрудничество и новый стиль управления. Трансформация существующей системы возможна с помощью глубинных знаний".

- [3] Эдвардс Деминг

Материал подготовил Григорьев С. П.

Alan Mulally, Chairman & CEO Ford Motor Company (2006-2014) об Э. Деминге

"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там".

- Иван Андреевич Крылов (1769—1844)

"Функционирование, любого составляющего системы подпроцесса должно оцениваться в терминах его вклада в цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и ни по какому другому соревновательному критерию.

Усилия различных отделений компании, каждое из которых имеет свою собственную цель, неаддитивны".

- [3] Э. Деминг

Неаддитивность взаимодействия компонентов системы. Диаграмма Венна Неаддитивность взаимодействия компонентов системы. Гистограмма распределения

Рис. [3] Др. Луис Летайф, работал в компании Foгd Motoг, сейчас возглавляет Школу бизнеса при Бостонском университете (адаптировано к диаграмме Венна, С. Григорьев).

IKEA

"ИКЕА делала классическую ошибку – устанавливала разные цели для разных групп в компании. Но в настоящее время те, кто отвечает за производство, логистику, разработку продукта и организацию процессов, имеют общую цель – удержать клиента".

- Йохан Стенебо,
личный советник владельца IKEA Ингвара Кампрада

Оценки персонала в виде премий по результатам деятельности и аттестаций подстегивают конкуренцию между сотрудниками компании, возвышая одних (часто незаслуженно) и принижая других (также незаслуженно). Сама же компания от такой конкуренции, только проигрывает.

А как же "звёзды?"

"Человек может оцениваться как более или менее успешный по отношению к остальным людям, если он сохраняет такую оценку, по меньшей мере в течение семи последовательных отрезков времени (что может быть равно семи годам).

Если некий человек удерживает относительно высокую позицию более семи периодов подряд, мы можем с уверенностью сказать, что он действительно превосходит остальных по сравниваемому критерию, независимо от того, оправдано ли применение этого показателя.

Число разработок, которые инженер делает за определенное время, может служить примером показателя, который не дает человеку возможности гордиться своим мастерством.

Если такое отличие удерживается на протяжении более чем 20 лет, тогда мы можем говорить о «звезде» в соответствующей области, если сам показатель имеет смысл.

Полезный критерий для признания выдающихся результатов — это безусловная демонстрация улучшений из год в год на протяжении семи лет в навыках, знаниях, лидерстве. Противоположный критерий, т. е. постоянные ухудшения в течение семи лет, может служить сигналом о необходимости помощи таким людям.

Все это лишь предположение, поскольку нет групп людей, остающихся на одной и той же работе столь долгое время. Однако в некоторых случаях этот период можно сократить, что естественно, например, для производственных рабочих. Для них можно каждую неделю собирать данные о числе изделий, произведенных за неделю. Семь или более последовательных недель могут дать достоверные относительные показатели".

- [2] Эдвардс Деминг, книга "Выход из кризиса"

Положение дел, когда сотрудники действительно достойны отдельного вознаграждения или дополнительного внимания и помощи можно операционально определить с помощью статистических методов. Смотрите пояснение в открытом решении: Ошибочное использование KPI в системе мотивации персонала

Ниже представлен тест письма Э. Демингу от женщины, прослушавшей его четырехдневный семинар:

"Вы говорили об ущербе, который приносит нашим детям система оценивания и конкуренция. Я помню, как мой сын (сейчас он учится на первом курсе Университета штата Флорида) пошел в первый класс. Он учился в маленькой частной школе в Новом Орлеане. В школе проводилась ежегодная научная ярмарка. Ученики от шестого класса и выше готовили проекты, ученики младших классов могли участвовать по желанию. Мой сын первоклассник решил выполнить проект. Он придумал и сделал всю работу самостоятельно. Он принес ее в школу в день ярмарки. Он гордился собой и с нетерпением ждал, когда его проект выставят на стенде. Сын специально бегал в школу вечером, чтобы увидеть его. Некоторые проекты были отмечены ленточками. А наш нет.

Одни проекты выиграли, а мой мальчик проиграл. После этого он не выполнил ни одного научного проекта до шестого класса".

"Командная работа крайне необходима во всей в компании. Она позволяет компенсировать сильными качествами одних слабые стороны других, и каждый может отточить свой ум благодаря вопросам, которые ставят коллеги. К сожалению, ежегодные аттестации и рейтинги разрушают командную работу. Командная работа — это рискованный бизнес. Тот, кто старается помочь другим людям, может не получить таких больших личных результатов для представления на ежегодной аттестации, как если бы он работал один".

- [3] Эдвардс Деминг, книга "Новая экономика"

Стив Джобс и его друг Стив Возняк разработали один из первых персональных компьютеров

В своей книге No Contest: The Case Against Competition (Нет Конкурсам: Дело Против Конкуренции), социальный психолог Алфи Кон (Alfie Kohn) развенчивает популярные мифы (парадигмы) о конкуренции:

  • конкуренция неотъемлемая часть человеческой природы;
  • конкуренция более продуктивна, чем сотрудничество, в достижении успеха.

Алфи Кон определяет конкуренцию как любую ситуацию, где успех одного человека зависит от неудачи другого. Иными словами, в конкурсе две или более сторон преследуют цели, которые не могут быть достигнуты всеми.

Он наглядно демонстрирует, что конкуренция (соревнование) в действительности вызывает чувство тревоги, себялюбия, сомнения в своих силах и обедняет коммуникацию.

Конкуренция также портит взаимоотношения между людьми. И Кон не говорит о чрезмерной, нездоровой конкуренции, он говорит обо всех видах конкуренции, выстроенных по принципу выиграл-проиграл. Он доказывает выводы о том, что самое простое сотрудничество делает людей счастливее, развивает ощущение безопасности, способствует продуктивности.

На протяжении всей истории бесчисленные большие и малые достижения человечества, базировались на простом желании человека сделать лучше, без всякой мысли о победе над другими. Такое стремление к мастерству не может быть спутано с конкуренцией.

Алфи Кон (Alfie Kohn), Социальный психолог, USA

"Дурно сказываться на инновациях могут и проводимые между разными регионами соревнования по продажам. Противопоставляя одну из групп организации другой, вы создаете условия, в которых «другие обращаются для меня в препятствие на пути к успеху». Одна группа может прекратить делиться с другими хорошими идеями, скажем, о том, как лучше привлечь новых потребителей или организовать продажи через новый канал распределения, — из опасений, что это помешает ей победить в корпоративных соревнованиях по продажам".

- [5] Алфи Кон (Alfie Kohn),
Социальный психолог, USA

"Внутренняя конкуренция и конфликт, а также страх, который они порождают, приносят только зло".

- [2] Эдвардс Деминг

Знания